Как аксельбанты на мундире: что обещают партии в предвыборных программах
По стране прошла черед партийных съездов, на которых утвердили предвыборные списки кандидатов в Госдуму и, конечно, партийные программы.
«Ридус» обсудил с экспертами предвыборные обещания главных игроков политического сезона и выяснил, что какие из партийных программ можно конвертировать в голоса избирателей.
«Единая Россия»
- Повышение доходной базы и устойчивости региональных и местных бюджетов.
- Расширение системы мер по защите от офшорной коррупции.
- Укрепление гарантий судебной защиты для каждого гражданина.
- Комплексный пересмотр системы государственного и муниципального контроля и надзора.
- Снижение административного давления на новые компании, малый и средний бизнес.
Задолго до того, как был принят проект предвыборной программы «Единой России», был известен и понятен принцип ее построения. В первую очередь, источником для формирования ее содержания было общение кандидатов с избирателями в ходе предварительного голосования. Кроме того, лидеры и активисты партии встречались на тематических форумах с профильными аудиториями, прорабатывая актуальные вопросы. В результате — программа «Единой России» сочетает в себе черты системности и всеобъемлющего характера с одно стороны, а с другой — это документ предельно конкретный, и ориентирован на прямое действие.
Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев полагает, что партии власти вполне по силам получить 50% и более на сентябрьских выборах, но это уже будет зависеть не столько от пунктов предвыборной программы, сколько от поддержки, которую «Единой России» окажет Владимир Путин:
Рейтинг Путина отчасти передается и «Единой России» благодаря тому, что он постоянно подчеркивает ее системообразующий характер. И в выступлении на съезде он много говорил на тему того, что ЕР стала «точкой сборки» новой России, и про то, что он стоял у истоков, то есть был инициатором создания этой партии. Свое детище он не бросает, и я думаю, что на связке с Путиным партия может набрать больше 50%.
«Справедливая Россия»
- Переход на почасовую оплату труда, доведение пенсии до 60% от зарплаты.
- Создание доступной бесплатной медпомощи, гарантированная медпомощь инвалидам.
- Исключение частных страховых компаний из сферы медстрахования.
- Введение прогрессивной шкалы налогообложения.
- Принятие закона об отмене льгот для депутатов Госдумы.
Сформулировать, за что агитирует «Справедливая Россия», достаточно трудно даже эксперту: очевидно, что грядущая кампания станет больше борьбой личностей, а не борьбой идей. И эсеры, подходя к составлению своей программы, прекрасно отдавали себе отчет в том, что этот документ хоть и является неотъемлемой частью пакета, но никто его читать не будет, уверен политолог Сергей Марков:
Это как аксельбанты на военном мундире: не нужны, но необходимы. Программу пишут какие-то отдельные ученые люди, чтобы ни к ней самой, ни к планам партии нельзя было придраться. В какой-то мере такая программа похожа на диссертацию для ученого: ее никто не читает, но без нее не дадут написать книгу.
Неудивительно, что по версии социологов из Всероссийского центра изучения общественного мнения за справороссов намерены отдать голоса лишь 7,9% россиян.
КПРФ
- Национализация ключевых банков, электроэнергетики, железных дорог и систем связи.
- Контроль государства над банковской системой и валютными операциями.
- Выход России из Всемирной торговой организации.
- Мобилизация кредитных ресурсов, введение практики дешевых кредитов.
- Поддержка АПК, восстановление семеноводства и племенного животноводства.
Предвыборная программа КПРФ практически не менялась за последние годы, утверждает политолог Юрий Якорь. Отмена плоской шкалы подоходного налога (хотя именно такая шкала вывела бизнес из тени), национализация предприятий (в интересах своих лидеров), восхваление сталинских репрессий — все это было в программах компартии и в 2003 году, и в 2007, и в 2011 и будет сейчас в 2016-м.
«Но, может быть, коммунисты хоть и идут со старой программой, они нашли новых лидеров, которые смогут привлечь голоса избирателей? Быть может, у коммунистов появились новые лица, которые выгодно отличаются от номенклатурных товарищей или Зюганов решил дать дорогу молодежи и сам уйти на пенсию? Разумеется, нет! Самый молодой руководитель КПРФ — это его внук», — отмечает эксперт.
Рассказывая о своей новой предвыборной программе, коммунисты банально обманывают своего избирателя. Они не только оказались неспособны предложить новые способы изменения ситуации, но даже не смогли привлечь в свою партию новых лидеров. Обновление фракции коммунистов, видимо, будет и далее происходить не по политическим, а по вполне биологическим причинам: депутаты либо умирают, либо становятся слишком пожилыми, чтобы выдержать сумасшедший темп предвыборной кампании.
«Неудивительно, что избиратели голосуют за Геннадия Зюганова скорее по привычке, чем из-за предвыборной агитации партии или из-за их предвыборной программы. Но, в таком случае, через несколько созывов партии просто не удастся преодолеть пятипроцентный барьер. Избиратели коммунистов покинут наш мир вместе со своими депутатами», — резюмирует Якорь.
ЛДПР
- Интеграция бывших республик СССР в единое унитарное государство по примеру Российской империи.
- Законодательное закрепление статуса русского народа как государствообразующей нации.
- Распределение бюджета по регионам пропорционально размерам населения.
- Создание министерства по демографической политике.
- Отмена Единого государственного экзамена.
Электоральные перспективы либерал-демократов оцениваются выше, чем у «Справедливой России»: по данным ВЦИОМ, за ЛДПР готовы проголосовать 9% граждан. Дело, прежде всего, в узнаваемости партийного лидера, считает политолог Владимир Киреев.
Несмотря на то, что Сергей Миронов — частый фигурант всевозможных рейтингов эффективных законотворцев, особой поддержкой населения лидер «Справедливой России» не обладает. С ЛДПР — другое дело: запрос на шоуменов от политики в обществе хоть и уменьшается, но не пропадает. А предвыборная программа подопечных Владимира Жириновского, нацеленная на моральные ценности, незначительно, но усиливает партийный рейтинг.
Вместе с тем эксперт признает, что нынешняя программа ЛДПР не особо отличается от предвыборных обещаний пятилетней давности. «Расширить свой электорат с таким подходом точно не получится. Но главный вопрос — удастся ли ЛДПР, эксплуатируя одну лишь харизму Жириновского, не растерять уже имеющийся электорат», — заключил эксперт.
«Яблоко»
- Возвращение доступности медпомощи, сохранение и восстановление сельской медицины.
- Закрепление на законодательном уровне образовательного кредитования.
- Увеличение финансирования фундаментальной науки до 2% ВВП.
- Создание условий для развития высокотехнологичных и наукоемких производств.
- Улучшение институциональной основы экономики и уход от сырьевой зависимости.
Говоря о партиях праволиберального сегмента, необходимо изучать не предвыборные программы, а позиции кандидатов как таковых, считает политолог Дмитрий Абзалов. «Среди праволиберальных партий „Яблоко“ на средней линии. Напомню, что партия требовала подписания от каждого кандидата меморандума по Крыму (требование о возвращении полуострова Украине). Соответственно, на такой внешней повестке особо не заработаешь. Партия хоть и ведет агитационную кампанию, но явно делает ставку на то, чтобы не педалировать тему с Крымом, дабы не потерять электорат. В пользу этой программы говорят и ее кандидаты, тот же Рыжков».
Партия «Яблоко», можно сказать, съела собаку на экологии. Они активно занимаются московской экосистемой. Это говорит о том, что «Яблоко» не совсем праволиберальная партия. Если смотреть на ее электорат, то в основном он левый. Электорат «Яблоко» — городская интеллигенция. То есть молодежь там присутствует, но в массе своей ее электорат—это творческая, культурная и образовательная интеллигенция.
ПАРНАС
- Пересмотр дел политзаключенных, амнистия по ненасильственным преступлениям.
- Снижение заградительного барьера при выборах по пропорциональной системе до 3%.
- Проверка на причастность к коррупции всех высших должностных лиц государства.
- Изменение законодательства о конкурсах по закупкам и госконтрактам.
- Снижение административного давления и налоги на малый бизнес.
По мнению Абзалова, ПАРНАС стоит особняком среди праволиберальных партий: «ПАРНАС радикален и смещен вправо. Исходя из этой радикальной внешней повестки, целевая аудитория у ПАРНАС не более 3—4%. При этом стоит отметить, что большая часть избирателей этой партии на выборы не является».
Вместе с тем эксперт констатирует лидерство ПАРНАС в своем секторе по уровню работы с электоратом посредством «новых медиа»: партийная агитация наиболее активна в Интернете.
«Партия роста»
- Построение максимально эффективной экономической модели развития.
- Обеспечение строительного бума в стране.
- Разработка разумной тарифно-налоговой системы.
- Построение социально ориентированного государства.
- Создание боеспособной профессиональной армии.
«Партия роста» — наиболее умеренная из праволиберальных партий с точки зрения внешней составляющей. Внешне она выступает в русле российского курса (Крым — часть России).
«Это очень важный шаг с точки зрения определения электорального состава партии, — утверждает политолог Абзалов. — В Крыму проживает довольно большое количество населения, и в нем располагаются очень сильные игроки от этой партии. Это было бы политическим самоубийством не признавать полуостров частью РФ. А признание дает возможность выиграть в этом регионе. Также, существует определенность и с внутренней политикой у этой партии. Большая часть электората (порядка 10—15%) недовольна экономической политикой правительства РФ и считают, что нужно что-то улучшать. В то же время они поддерживают присоединение Крыма и внешнюю политику России в целом. Следовательно, заход в эту целевую аудиторию может обеспечить партии хорошую поддержку со стороны населения».
«Партии Роста» придется брать именно лицами и активностью в социальных сетях. За счет внешней повестки она отбирает часть электората у ПАРНАС и «Яблока», которые не готовы за них голосовать из-за внешней составляющей, но хотят праволиберального кандидата. Такой кандидат будет проводить политику в интересах малого и среднего бизнеса, улучшать финансовое положение среднего класса, но в то же время не отдаст назад Крым. После присоединения Крыма партия Бориса Титова стала менее оппозиционной, так как не хотел потерять электорат,
заключил эксперт.
«Родина»
- Народосбережение, постоянное повышение уровня и качества жизни граждан.
- Признание равноправия всех этносов, составляющих большую российскую семью.
- Внедрение стратегии опережающего прогрессивного развития экономики.
- Поддержка социальной солидарности для стабильности и благополучия общества.
- Формирование системы взаимной ответственности государства и общества.
У «Родины» не много известных политиков, но за брендом партии стоит узнаваемая история с патриотическими тенденциями. Впрочем, эксперты считают, что несмотря на крайне удачное политическое позиционирование, партия во многом потеряла. В частности, об этом говорит Константин Калачев.
«С точки зрения брендирования — все эти логотипы, слоганы — все это красиво. Но когда мы смотрим, насколько „Родина“ продвинулась с точки зрения привлечения каких-то статусных людей в свои списки, видим, что все не так радужно», — утверждает Калачев в исследовании для «Политаналитики».
С моей точки зрения, Журавлев, Хазин и Коротченко — это не те фигуры, которые можно считать коллективным электоральным паровозом. Да, Коротченко — медийный персонаж. Но количество появлений на телеэкране в качество не переходит. Хазин тоже медийная фигура, да. Но если «Родина» имеет какую-то целевую аудиторию, нужно вытягивать людей именно под эту аудиторию. Если бы «Родина» собиралась представлять интересы, скажем, оборонного комплекса, ВПК, то надо иметь поддержку силовиков. И тогда уже не журнальных публицистов, не интернет-героев к себе приглашать, а «капитанов» тяжелой промышленности, людей, которые куют оборонный щит России.
В целом, список «Родины» эксперту кажется «легковесным и недостаточно солидным», поэтому конвертировать внятную политическую программу партии в голоса в сентябре будет непросто. С Калачевым солидарен президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, по мнению которого, кандидатов от «Родины» не узнают даже на улицах.
Радикализация политического курса, в том числе внешнеполитического, которая велась последние два с половиной года, она, в том числе способствует переходу части радикально-патриотических избирателей в провластный лагерь. Возможно, переходу временному, пока, несмотря на стрессы, которые в последнее время получают радикалы, они все же не видят, куда можно пойти еще. Пока не очевидно, что «Родина» может рассчитывать даже на 3%,
заключил политолог.
Коммунисты России
- Установление минимальной зарплаты в 70 тысяч рублей и средней трудовой пенсии в 40 тысяч рублей.
- Введение института конфискации незаконно нажитых благ.
- Воссоздание комитетов народного контроля за финансовыми потоками предприятий.
- Отстаивание интересов трудового народа.
- Восстановление оборонительного союза антиимпериалистических государств по образцу Варшавского договора.
Над узнаваемостью «новых красных» активно работают подопечные Зюганова, требующие через суд изменения названия «Коммунистов России». Тем временем ведомая Максимом Сурайкиным партия зарабатывает очки на отыгрыше: товарищ Максим не упускает возможности обвинить КПРФ в торговле «делом Ленина» на политическом рынке и попытках ввести монополию на коммунизм.
По данным фонда «Общественное мнение», поддержка «Коммунистов России» пока ровно в десять раз меньше, чем у КПРФ. Различия между предвыборной программой зюгановцев и «Десятью сталинскими ударами» «Коммунистов России», в целом, незначительны. Тем не менее, у «новых красных» есть существенное преимущество: они попросту моложе, в то время как средний возраст руководства КПРФ — глубоко за 70, возраст электората — соответствующий.